Опыт работы

Система работы библиотеки
в организации патриотического воспитания

             Библиотека является в школе одним из центров, формирующих патриотическое воспитание учащихся. Задачей работы библиотеки является развитие у подрастающего поколения высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству. Значительную роль в воспитании патриотов играет книга.
Деятельность нашей библиотеки направлена на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий. В воспитании патриотических чувств важна роль книг, посвященных славным страницам истории русского народа, борьбе за национальную независимость. Основа патриотизма в первую очередь  - знание истории своей Родины. Передать школьникам то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им – одна из важных в системе патриотического воспитания.  Библиотека работает в этом направлении, ставя задачи, через книги, раскрытие своего фонда приобщить школьников к пониманию патриотизма.
Для учащихся младшего школьного возраста библиотека рекомендует  для чтения книги: «На поле Куликовом», «Во широкой степи» О. Тихомирова,  «Ключ от моря» А. Дорофеева, «Адмирал Ушаков» А. Митяева, «Во славу Отечества» И. Стрелковой, «Сказание о Евпатии Коловрате», «Про бел-горюч камень» С. Голицына, книги о Дмитрии Донском, Александре Невском. По этим и другим книгам в библиотеке проводятся беседы, громкие чтения, коллективные обсуждения прочитанного.
Большое внимание уделяется пропаганде произведений лауреата Государственной премии СССР С.П. Алексеева, посвященных истории нашей страны – от народных бунтов Степана Разина и Емельяна Пугачева до Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Его рассказы раскрывают юным читателям страницы русской истории, показывают патриотизм русского народа. Образные, лаконичные сюжетные рассказы С. Алексеева пробуждают интерес к исторической прозе, воспитывают патриотические чувства.
Для учащихся среднего и старшего возраста в библиотеке представлена литература по истории Отечества  такими книгами, как «Русские полководцы 13 –16 веков» Н.С. Борисова, «Исторические повести» В. Каргалова, «Ермак» Р.Г. Скрынникова, избранные повести Б. Изюмского, «Багратион» С. Голубова, «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Александр Суворов» С. Григорьева и другие. Такие книги формируют у школьников высокое патриотическое сознание, чувство гордости и любви к своему Отечеству.
В библиотеке организуются книжные выставки, демонстрирующие книги о славном историческом прошлом нашей страны. Например: «Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов»; «Прекрасной обольщенные мечтою…» Декабристы»; «Бородинское сражение»; «России славные сыны» и другие.
Систематически оформляются выставки – просмотры к юбилейным датам выдающихся русских ученых, писателей, поэтов, деятелей культуры и искусства. Такие, как: «Российскою землей рождённый. Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый-энциклопедист, просветитель, поэт» (к 300-летию со дня рождения); «Достоевский Федор Михайлович – великий русский писатель» (к 190-летию со дня рождения); «Собиратель слов. Владимир Иванович Даль» (к 210-летию со дня рождения); «Поэт и гражданин. Николай Алексеевич Некрасов» (к 190-летию со дня рождения); «Первопроходцы космоса» и другие.
Формированию у читателей любви к Отечеству, своей истории способствуют различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Это беседы о жизни и творчестве великих людей, оставивших яркий след в   русской истории, литературные патриотические часы, обзоры литературы, викторины. Например, такие как: «Наша армия непобедимая и легендарная», «Государственная символика России», громкие чтения русских поэтов о Родине.  Школьникам рекомендуются  для чтения произведения русской классики, посвященные родному краю, его людям, исполненные гражданского, патриотического пафоса. Это такие произведения, как «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Зимнее утро», «Полтава», «Деревня» А.С. Пушкина; «Тучи», «Родина», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; «Русские женщины» и гражданская лирика Н.А. Некрасова, поэтические сборники А. Фета и Ф. Тютчева и многие другие. Такая литература способствует формированию гражданских и нравственных идеалов юных читателей. С большим интересом проводятся литературные чтения «Из книги – на пьедестал», во время которых учащиеся узнают о героях литературных произведений, которым установлены памятники, а главное о великих русских писателях, создавших эти произведения -  Н.В. Гоголе,  М. Шолохове, И.А. Крылове, В Катаеве, А.П. Гайдаре. 
Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют как синонимы. В библиотеке проводится устный журнал «Кладезь мудрости – русская пословица», главная страница которого называется: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»; оформляются выставки книг «Вся гордость Родины – от матерей», обзоры книг «Слово о матери».
Воспитание любви к родному слову, родному языку, литературе и культуре осуществляется при проведении библиотечных уроков. Например, в ходе урока по теме «Справочная литература»  проводится беседа о великих знатоках русского слова  В.И. Дале,  С.И. Ожегове; по теме «Библиография» учащиеся знакомятся  с «лоцманом книжных морей» русском библиографе Н.А. Рубакине. При проведении библиотечного урока по теме: «О книге и библиотеке» ведется рассказ о первом русском книгопечатнике Иване Федорове и его помощнике Петре Мстиславце, об основателе первой библиотеки на Руси Ярославе Мудром, о тех людях, которые были первыми библиотекарями. Среди них монах-летописец Нестор, автор «Повести временных лет»,  ученый-математик Н.И. Лобачевский, русский баснописец И.А. Крылов, деятель отечественной культуры В.. Стасов, знаменитые литераторы Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, В.Ф. Одоевский. Во время урока «Знакомство с научно-познавательной литературой» особое значение придается книгам о русских ученых, изобретателях, об истории  науки и техники. При  проведении урока по теме «Структура книги» дети знакомятся с творчеством известных художников-иллюстраторов детских книг. В ходе библиотечного урока по теме «Периодические издания» проводится обзор журналов героико-патриотической тематики. Это выпуски журналов «Детская энциклопедия»:  «Александр Невский»,«1812 год», «Бородинская битва. Русская доблесть и слава», «Герои Отечественной войны 1812 года»,  «Русские имена на карте мира», «Космический взлет», «Герои олимпиад», «Ученые и изобретатели», статьи из других детских журналов, художественные произведения, представленные на страницах журналов «Путеводная звезда».
Решая задачи патриотического воспитания, библиотека большое значение придает работе с краеведческой литературой. Любовь к малой Родине – источник любви к России.
В библиотеке организуются выставки книг «О крае родном», «Писатели владимирского края», проводятся обзоры краеведческой литературы. В круг чтения детей входят книги по истории Владимирского края, его культуре, о выдающихся людях, прославивших наш край и в давние времена, и в суровые годы Великой Отечественной войны, и в наше время. В библиотеке ведется краеведческая картотека «Край Владимирский», есть папки с материалами «Герои земли Владимирской», «Край мой – гордость моя».
            В патриотическом воспитании школьников велико значение книг о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. Произведения о Великой Отечественной войне в фонде библиотеки занимают почетное место. Это историческая, мемуарная, художественная литература. Для учащихся младшего, среднего и старшего возрастов составлены рекомендательные списки книг: «Великая Отечественная война в художественной литературе». Они помогают читателям в выборе лучших произведений о Великой Отечественной войне.
            При проведении громких, коллективных чтений с последующим обсуждением для учащихся начальных классов использую такие произведения, в которых ярко проявляется смелость, самоотверженность героев. Это такие книги, как: «Рассказы о маршале Жукове», «Рассказы из истории Великой Отечественной войны» С. Алексеева, книги о героях – пионерах, «Метельная ночь» М. Шевченко, книги серии «Дедушкины медали» и другие. Эти книги производят на детей большое впечатление: ощущая трагизм войны, они восхищаются смелостью, находчивостью защитников Родины. Свои впечатления о прочитанных книгах дети выражают и в своих рисунках. Библиотека демонстрирует творчество детей, оформляя выставки рисунков и  иллюстраций.
             В работе с подростками использую такие формы библиотечной работы, как обсуждения книг и читательские конференции. Большое значение в библиотеке придается творчеству замечательного писателя, лауреата Государственной премии РСФСР и других премий, председателю Российского детского фонда Альберту Лиханову. По его книге «Мой генерал» в библиотеке проводится читательская конференция. Школьники активно участвуют в обсуждении морально-нравственных вопросов. Например: что значат такие понятия: «Через себя переступил», «Жить за чужой спиной и чужой славой пользоваться», «Признаться в трусости и даже подлости – уже сила», «Честность и правда выше вежливости». Обсуждаются вопросы: что значит бесчеловечность, соглашательство, равнодушие и в чем истинная ценность человека? Особое место в книге занимают страницы, посвященные Великой Отечественной войне, героизму и мужеству русского народа. Не случайно эпиграфом к книге звучат такие слова: «…Посвящаю всем солдатам минувшей войны, которым их дети, их внуки, их правнуки и будущие праправнуки обязаны вечно – зеленой травой, голубой речкой, синим небом, серебряным воздухом, - всем, что называется ЖИЗНЬ». В книге показаны ратные подвиги Антошкиного деда, приведена подлинная история генерала Иванова, артиллериста, Героя Советского Союза, а также читателям рассказывается о героическом поколении их дедов, вынесших на своих плечах тяжкое бремя войны. Проведение такого мероприятия никогда не оставляет участников его – современных подростков равнодушными, оказывает большое значение в деле патриотического воспитания.
В библиотеке проводится читательская конференция по повести Владимира Богомолова «Иван».  В книге перед читателями проходит короткая жизнь русского мальчика, разведчика из Гомеля Ивана Буслова, человека, который в тяжкие военные годы наравне со взрослыми встал на защиту Отечества. И мы склоняем головы перед его подвигом. Автор сам воевал совсем юным, был ранен, не раз награжден. Он рассказывает о войне так правдиво, чтобы те, кто вернулся и не вернулся, не смогли упрекнуть его в неправде. Он хочет, чтобы все мы, живущие в мирное время, сильнее ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от русского человека война, какую бездну горя она принесла нашему народу.
 Вниманию читателей в библиотеке представлен цикл книжных выставок: «Детство, опаленное войной» «Они ушли, не долюбив…» Юность в боях», «Живая память», « Города – герои», «Великий подвиг» и другие.     
 В библиотеке проводятся библиографические обзоры литературы о Великой Отечественной войне «Мы этой памяти верны!»; патриотические часы  и утренники «Дети войны – патриоты Отечества», «Дети Владимирщины – фронту»; часы поэзии «Идут в наступление строки»; литературно-музыкальные вечера «Песням тех военных лет,  поверьте!»; историко-литературные беседы «Дорогами Великой Отечественной»;  исторические викторины «Путь мужества и славы». Школьники с увлечением участвовали  в викторине Всероссийского конкурса «Я помню! Я горжусь!»
     Толковый словарь» В Даля объясняет  слово  «патриот» так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Современный «Словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине».
Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма – важная задача в работе школьной библиотеки. Свои воспитательные функции в этом направлении библиотека решает, используя разнообразные формы и методы работы с книгой.




Комментариев нет:

Отправить комментарий