Литературно – экологический
утренник
«Путешествие в лесное царство»
Оформление:
Выставка книг о лесе, зверях, птицах, об
охране природы.
Пословицы о лесе:
-
Лес и вода – брат и сестра;
-
Нет леса –
посади, мало леса – не руби, много леса – береги!
-
Деревья –
берегам спасенье;
-
Дерево водой живет, дерево и воду бережёт.
Календари о природе, фотоальбомы, гербарии.
«Здравствуй лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью
тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре, весь в
росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за
зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы
свои». С.Погореловский
Библиотекарь: Оказывается, что в лес
можно ходить не только за грибами и за ягодами, но … и за чудесами! Да, да за
чудесами! В лесу, что ни шаг, то новое чудо. Хоть в лукошко собирай! Протянул
руку к листку, а он… вспорхнул и полетел. Оказывается, бабочка притворилась листком.
А вот белка. Крыльев нет, а с дерева на дерево перелетает. Разве не чудо? А в
траве маленький муравей. И как он, такой маленький, не заблудится? Как дорогу
домой находит? Одним словом, в лесу, куда ни глянь, повсюду чудеса, чудеса,
чудеса…
Лес
задаёт тысячи вопросов, вот ответы на них вы узнаете, если почитаете книгу
«Почемучка».
Мы с вами живем в лесной зоне. Наш долг –
хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Все вы не раз бывали в лесу.
. Ответьте на вопросы:
-
Чем он вам нравится?
-
Где легче
дышится, в городе или в лесу?
-
Почему в лесу
надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам?
-
Почему нельзя в
лесу сорить?
-
Какие звери и птицы есть в нашем лесу? Какие есть
деревья?
Дети
отвечают на вопросы.
Библиотекарь: Что же представляет
собой лес?
Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом
его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны
между собой и окружающим миром. Так, например, под землёй находится много
корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных
деревьев сплетаются с нитями грибницы.
Они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землёй находятся дома у мышей,
барсуков, кротов и разных насекомых. Там живут и земляные черви, которые рыхлят
почву, делают её более плодородной, перемещая перегной.
На поверхности земли растёт мох и
травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на
земле, в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи.
Устраивают берлоги медведи, роют норы лисицы и другие звери и насекомые.
На следующем этаже растут кустарники,
Здесь вьют свои гнезда дрозды.
Ещё выше находятся различной формы и
величины деревья. В стволах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы,
синицы, ещё выше – совы.
На самых верхних этажах размещены гнезда
хищных птиц, ястребов, орлов.
В летний период все этажи леса сильно
заселены.
Показ картин с изображениями разных птиц
и зверей. Дети называют их.
Библиотекарь: Лес – краса всей
природы. Русские писатели любовно называют лес «лесными хоромами». Как изменяются эти лесные хоромы в разные
времена года? Об этом рассказывает книга «Лесные хоромы», в которой собраны
сказки, стихотворения, рассказы о лесе и его обитателях.
«Лес, точно
терем расписной,
Лиловый,
золотой, багряный.
Весёлой,
пёстрою стеной
Стоит над
светлою поляной.»
И. Бунин
- Как выглядит весенний лес?
Дети отвечают: Весной пробуждается
природа. Весной лес радует всех своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав,
цветов, пением птиц.
- Какой лес бывает летом?
Дети отвечают: Лес зеленый, там
густая трава, листва деревьев, растут ягоды, грибы.
Ученик читает рассказ Л. Толстого «Какая
бывает роса на траве»
- Каков лес в осеннем наряде?
Дети отвечают: Лес пёстрый,
напоминает расписной терем.
Ученица читает стихотворение А. Майкова
«Осень».
- Что можно сказать о лесе в зимнюю пору?
Дети отвечают: Лес величественный,
заснеженный.
Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева
«Чародейкою зимою».
Библиотекарь: А сейчас мы с вами
поиграем. Если я называю дерево, то вы поднимаете одну руку; если –
кустарник, то - две руки; если
травянистое растение, цветок, то – один раз хлопаете в ладоши.
(Липа, шиповник, ель, подорожник,
калина, дуб, ландыш, береза, ива, сосна, папоротник, клён, можжевельник, осина,
колокольчик, малина, мать-и-мачеха, орешник, подснежник, лещина, земляника.)
Лес
бывает разный, в зависимости от того, какие деревья в нем преобладают, его
называют по-разному. Есть леса хвойные, лиственные, а есть и смешанные.
Показ картин с изображением березняка,
елового леса, соснового бора, дубравы.
Библиотекарь: Предлагаю вам, ребята,
загадки о лесе и его обитателях:
Его
весной и летом мы видели одетым,
А
осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(Лиственное дерево)
Что
же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего
сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Хвойное дерево)
Есть
у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но в
отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)
Стоит
Алена, платок зеленый,
Тонкий
стан, белый сарафан. (Береза)
Что
за дерево стоит –
Ветра
нет, а лист дрожит? (Осина)
Весной
веселит, летом холодит,
Осенью
питает, зимой согревает. (Лес)
Библиотекарь: Почему говорят: лес –
наше богатство? Какое значение имеет лес?
Лес
– это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и
обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому
детские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает
нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение, а ещё лес является
хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления,
поля - от засухи. Каждый день мы
соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги,
парты, столы и множество других предметов. На них расходуется очень много
древесины, а лес растёт медленно. Требуется не менее ста лет для его роста.
Поэтому, уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.
Какую посильную работу мы можем
осуществить?
Дети отвечают:
-
Учиться культурно вести себя в лесу;
-
Принимать
участие в сборе валежника, мусора;
-
Сажать новые
деревья;
-
Собирать и
сдавать макулатуру.
-
Библиотекарь: Нам нужно стараться
делать всё, чтобы как можно меньше растений и животных было записано в Красную
книгу. А что это за книга и почему она называется красной?
Красная книга – это название списков редких
и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Её обложка
красного цвета. И выбран он не случайно. Ведь красный цвет – светофор тому
пример – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те животные,
которых на Земле осталось очень мало. Стали, к примеру, большой редкостью
носороги, крокодилы, тигры, леопарды… Их записали в Красную книгу и взяли под
охрану. Их спасают и обязательно спасут.
У нас в стране есть Закон об охране природы
и нарушать его никому не разрешается. Его должны соблюдать м взрослые и дети.
Тут очень важно знать, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
-
Издали наблюдать за птичьими гнездами можно? – Да!
-
А вот трогать и даже близко подходить? – Нельзя.
-
Наблюдать за муравейником можно? – Да!
-
А разрушать его? – Нельзя.
-
Мастерить кормушки для птиц можно? – Да!
-
А делать рогатки и всякие ловушки? – Нельзя.
Библиотекарь: А что вы знаете о том,
как надо вести себя в лесу?
Дети отвечают:
-
Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
-
Не качаться на деревьях, не ломать их.
-
Не разорять гнезда и муравейники.
-
Не рвать большие букеты цветов.
-
Не разжигать костры, беречь лес от огня.
Библиотекарь: Почему мы с лесом
дружим. Для чего он людям нужен?
Дети
отвечают:
-
Лес – это наше богатство.
-
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
-
Лес – это дом
для зверей и птиц.
-
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи,
ягоды, грибы – людям.
Библиотекарь: Ребята, книги, которые
представлены на книжной выставке, расскажут вам о зверях и птицах, растениях,
цветах и деревьях. Возьмите их в нашей библиотеке, и вы много интересного
узнаете о нашем друге – лесе.
Устный журнал
«Кладезь мудрости - русская пословица»
Оформление:
1.
Макет устного журнала.
2.
Выставка книг с пословицами, о пословицах, о русском
фольклоре.
3.
Плакаты с пословицами:
-
«Красна речь пословицей»
-
«Без пословицы не проживёшь»
-
«Пословица недаром молвится»
-
«Старая пословица век не сломится»
4.
Книги для учащихся:
- Русские народные загадки, пословицы,
поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. - М.:
Просвещение, 1990. – 335 с.
- Делу время, потехе час: Стихи, рассказы,
пословицы, песни, приметы / Отв. ред. Г.И. Гусева. – М.: Дет. лит., 1988.-32
с.: ил.
- Старинные русские пословицы и поговорки
/Сост. В.П. Аникин – М.: Дет. лит., 1983 – 32 с.: ил.
Библиотекарь: Все мы хорошо знаем и
любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр
фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением
относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь
становится яркой, образной. Пословица – это народная мудрость.
Страница
1. «Чтение – лучшее учение»
Дети произносят по одной пословице:
-
Книга – зеркало жизни;
-
Книга для ума, что теплый дождик для всходов;
-
Книга поможет в труде, выручит в беде;
-
Кто много читает, тот много и знает;
-
Прочёл новую книгу – встретился с другом;
-
Грамоте учиться – вперёд пригодится;
-
Кто грамоте горазд, тому не пропасть;
-
Хорошая книга – лучший друг.
Библиотекарь: Книги рассказывают нам
о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об
истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий
читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик
- о том, как успешней собрать хороший урожай; врач – о том, как помочь людям
стать здоровым; учитель – о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают
лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша,
внимательно. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
Дети читают стихи о чтении, книге.
Библиотекарь: Предлагается поиграть
в литературную игру «Ромашка».
(На больших разноцветных лепестках ромашки
написаны названия книг, а на маленьких – их автора. Нужно правильно совместить
лепестки)
Страница
2. «Дерево сильно корнями, а человек – трудом»
Дети читают пословицы о труде:
Упустишь минуту – потеряешь час;
Без труда ничего не даётся;
Землю красит солнце, а человека – труд!
Деревья смотри в плодах, а человека – в
делах.
Птица
крепнет в полете, а человек – в труде.
Библиотекарь читает стихотворение В. Брюсова
«Работа»:
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Всё счастье земли – за трудом!
Сейчас, пока вы школьники, главный ваш
труд – это учёба, хорошие, прочные знания. Но кроме хорошей работы, вы должны
уметь и себя обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Что вы умеете и сможете
сделать сами?
Дети отвечают на поставленные им вопросы.
Предлагаю вам загадки о профессиях:
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине,
Пусть труд его нелёгок и не прост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
Он спускается в забой.
Его работа под землей. (Забойщик)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи.
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка. (Слесарь)
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
Заболела эта книжка.
Изорвал её мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею. (Переплетчик)
Звучат стихотворения о труде:
«И мы трудиться будем» (В. Лифшиц)
«Незнакомые друзья» (Г. Граубин)
«Странное дело» (Р. Сеф)
Страница
3. «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»
Дети читают пословицы:
Человек без друга – что земля без воды.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друга ищи, а найдёшь – береги!
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто
правду в глаза скажет.
Все вместе: Будь сам другом и тебе
помогут в беде.
Исполняется или прослушиваются песни: В.
Шаинского «Если с другом вышел в путь» и песня О. Газманова «Друг».
Дети рассказывают о своих друзьях,
подругах.
Страница
4. «Счастье не ищут, а делают»
Дети читают пословицы:
Счастье не в воздухе вьется, а трудом
дается.
Счастье без ума – дырявая сума: где
найдешь, там и сгубишь.
У кого счастье поведется, у того и петух
понесется.
Библиотекарь: «Некоторые люди
говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за
деньги не купишь. Ошибаются те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая
слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как
отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех».
(Н. Богданов. «След человека»)
Страница
5. «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
Дети читают пословицы:
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Своя земля и в горсти мила.
Жить – Родине служить.
Звучат стихотворения о Родине, о матери, о
нашем крае.
Библиотекарь: Предлагается викторина. Нужно продолжить:
Кто много читает… (тот много и знает)
Книгу читать … (как на крыльях летать)
Поздно встанешь… (мало сделаешь)
Мир освещается солнцем… (а человек знанием)
Что одному не под силу… (легко коллективу)
Не красна изба углами… (а красна пирогами)
А
теперь поиграем: по двум словам нужно отгадать всю пословицу:
Коса-камень (Нашла коса на камень)
Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше
дров)
Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень (Труд человека кормит, а лень
портит)
Игра «Семь и один»:
Назвать 4 пословицы, в которых употреблены
числа 7 и 1.
- Семеро одного не ждут
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семь бед – один ответ
- Семеро с ложкой, один с сошкой.
Сценка
«Кончил дело – гуляй смело».
Действующие лица:
1.
Мальчик – ученик.
2.
Солнышко.
3.
Птичка.
4.
Вишенка.
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В
окно заглядывает солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли
порезвиться?
Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет. Теперь
мне гуляние не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка: Не довольно ли учиться, не пора ли
порезвиться?
Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь
мне гуляния не впрок. Дай прежде окончу урок.
Вишенка: Не довольно ли учиться, не пора ли
порезвиться?
Мальчик: Нет, вишенка, нет, теперь мне
гулянье не прок. Дай прежде окончу урок. Наконец урок окончен. Мальчик убирает
книги, тетради; подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
Все говорят хором: «Кончил дело, гуляй
смело!»
Литературно-познавательный
праздник
«О
братьях наших меньших»
Цель: развитие интереса к чтению,
привитие любви к животным, к чтению книг о животных.
Оформление: Книжная выставка «Соседи
по планете»;
Атлас «Волшебный
мир животных»
Библиотекарь: Братья наши меньшие… Так мы называем животных.
-
Почему мы так их называем?
-
Кто относится к миру животных?
-
Каких животных вы знаете?
Дети отвечают
на поставленные вопросы.
Просмотр
большого атласа «Волшебный мир животных».
Библиотекарь: Животные, птицы, насекомые….
Они наполняют наш мир, делают его неповторимым, прекрасным. Их жизнь, повадки –
восхищают нас, заставляют снова и снова видеть и удивляться красоте
окружающего. Наука, изучающая животных, называется зоология, но есть ещё одна
наука, которая называется экология. Эта наука изучает взаимосвязь человека с
окружающей средой, в том числе и животными, нашими соседями по планете. В
детской энциклопедии «Экология» представлен список животных, занесённых в
Красную книгу Российской Федерации.
-
А что это за книга?
-
Почему она
красного цвета?
Дети
отвечают на вопросы библиотекаря.
Библиотекарь: Наш долг беречь, охранять,
заботиться о братьях наших меньших.
-
Как вы – дети можете помочь животным, птицам и т.д.?
Обзор книг о животных.
Библиотекарь: А сейчас мы вместе почитаем
книгу «Орел и кошка». В этом сборнике мы будем читать рассказы: «Воробей» И.
Тургенева и «Орел и кошка» К. Ушинского.
Коллективное чтение и обсуждение рассказов.
Библиотекарь: Предлагаю вам, дети, отгадать
загадки о животном мире
-
Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
-
В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчёлы)
-
По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
-
Пятак есть, а ничего не купишь. (Поросёнок)
-
Не часы, время сказывает. (Петух)
-
Белые хоромы, красные упоры. (Гусь)
-
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).
Библиотекарь: Ребята, животные бывают дикие
и домашние.
-
Каких диких животных вы знаете?
-
Кто относится к домашним животным?
- Какие
домашние животные есть у вас дома?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Библиотекарь: Послушайте, пожалуйста,
рассказы о том, как собаки помогали победить в годы Великой Отечественной
войны.
Громкое чтение небольших эпизодов о
собаках – верных помощников наших воинов в годы войны.
Обзор книг о домашних животных.
Библиотекарь: А сейчас мы с вами поиграем в
познавательную игру. Я буду задавать вопросы и варианты ответов на них.
А вы должны выбрать правильный ответ и назвать его.
-
Какое животное в сказках превращается в царевну?
(лягушка, корова, лиса)
-
О каком животном написана книга «Му-му»?
(муха, корова, собака)
-
О каком животном говорят «быстроногий»?
(кролик, олень, верблюд)
-
Какая рыба самая большая?
(синий кит, рыба-меч, китовая акула)
-
Какой породы был пёс Артемон?
(лайка, пудель,
такса)
Библиотекарь: «Подскажи словечко» - так называется природоведческая
игротека о наших пернатых друзьях. (Загадки для коллективного ответа):
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля
Узнаёте? Это… (Цапля)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс… (Павлин)
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей… Скворец)
Библиотекарь: Нашу встречу хотелось бы
закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор
мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть
навечно.
И должно быть сердце. Сердце
человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Список используемой литературы:
1.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные (Сост.
П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Фирма «изд-во АСТ», 2000.
2.
Наши меньшие
братья: Сборник рассказов (Сост. С.Р. Ашитков, - М.: Стройиздат, 1993.
3.
Ноев ковчег:
Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира. (Сост.
Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1995.
4.
Дмитриев Ю.Д.
Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? – Мн.. РИФ «Сказ», 1994.
5.
Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
6.
Здравствуй, солнце! Стихи и рассказы русских писателей
о родной природе. (Сост. В.А. Гакина. –
М.: Дет. лит., 1990.
7.
Паустовский К.Г.
Кот – ворюга: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1985.
8.
Ушинский К.Д. Слепая лошадь. _ М.: Малыш, 1989.
9.
Гарин-Михайловский Н.Г. Тема и Жучка. – М.: Дет. лит.,
1986.
10.
Чаусов В.Н.
Понятливей людей: Рассказы о животных. – Владимир ООО «Гамма-Принт», 2005
11.
Непомнящий Н.Н. Кошачье царство. – М.: «Хоббикнига»,
1993.
12.
Корабельников В.А. и др. Легенда и быль о собаках. –
М.: Просвещение, 1993.
13.
Газета
«Педсовет» - 2003, № 12.
14.
Газета
«Педсовет» - 2005, № 8.
15.
Журнал «Читаем,
учимся, играем» - 2002, № 5.
Комментариев нет:
Отправить комментарий