Мои разработки


Литературно – экологический утренник
«Путешествие в лесное царство»
Оформление:
Выставка книг о лесе, зверях, птицах, об охране природы.
Пословицы о лесе:
-         Лес и вода – брат и сестра;
-          Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги!
-          Деревья – берегам спасенье;
-         Дерево водой живет, дерево и воду бережёт.
Календари о природе, фотоальбомы, гербарии.

«Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои».              С.Погореловский

Библиотекарь: Оказывается, что в лес можно ходить не только за грибами и за ягодами, но … и за чудесами! Да, да за чудесами! В лесу, что ни шаг, то новое чудо. Хоть в лукошко собирай! Протянул руку к листку, а он… вспорхнул и полетел. Оказывается, бабочка притворилась листком. А вот белка. Крыльев нет, а с дерева на дерево перелетает. Разве не чудо? А в траве маленький муравей. И как он, такой маленький, не заблудится? Как дорогу домой находит? Одним словом, в лесу, куда ни глянь, повсюду чудеса, чудеса, чудеса…
         Лес задаёт тысячи вопросов, вот ответы на них вы узнаете, если почитаете книгу «Почемучка».
Мы с вами живем в лесной зоне. Наш долг – хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Все вы не раз бывали в лесу.
. Ответьте на вопросы:
-         Чем он вам нравится?
-          Где легче дышится, в городе или в лесу?
-          Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам?
-          Почему нельзя в лесу сорить?
-         Какие звери и птицы есть в нашем лесу? Какие есть деревья?
Дети отвечают на вопросы.

Библиотекарь: Что же представляет собой лес?
 Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и окружающим миром. Так, например, под землёй находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев   сплетаются с нитями грибницы. Они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землёй находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. Там живут и земляные черви, которые рыхлят почву, делают её более плодородной, перемещая перегной.
На поверхности земли растёт мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле, в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи. Устраивают берлоги медведи, роют норы лисицы и другие звери и насекомые.
На следующем этаже растут кустарники, Здесь вьют свои гнезда дрозды.
Ещё выше находятся различной формы и величины деревья. В стволах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синицы, ещё выше – совы.
На самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц, ястребов, орлов.
В летний период все этажи леса сильно заселены.

Показ картин с изображениями разных птиц и зверей. Дети называют их.

Библиотекарь: Лес – краса всей природы. Русские писатели любовно называют лес «лесными хоромами».  Как изменяются эти лесные хоромы в разные времена года? Об этом рассказывает книга «Лесные хоромы», в которой собраны сказки, стихотворения, рассказы о лесе и его обитателях.
                                   «Лес, точно терем расписной,
                                    Лиловый, золотой, багряный.
                                    Весёлой, пёстрою стеной
                                    Стоит над светлою поляной.»
                                                                               И. Бунин

- Как выглядит весенний лес?
Дети отвечают: Весной пробуждается природа. Весной лес радует всех своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, пением птиц.
- Какой лес бывает летом?
Дети отвечают: Лес зеленый, там густая трава, листва деревьев, растут ягоды, грибы.

Ученик читает рассказ Л. Толстого «Какая бывает роса на траве»

- Каков лес в осеннем наряде?
Дети отвечают: Лес пёстрый, напоминает расписной терем.
Ученица читает стихотворение А. Майкова «Осень».
- Что можно сказать о лесе в зимнюю пору?
Дети отвечают: Лес величественный, заснеженный.

Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою».

Библиотекарь: А сейчас мы с вами поиграем. Если я называю дерево, то вы поднимаете одну руку; если – кустарник, то -  две руки; если травянистое растение, цветок, то – один раз хлопаете в ладоши.
(Липа, шиповник, ель, подорожник, калина, дуб, ландыш, береза, ива, сосна, папоротник, клён, можжевельник, осина, колокольчик, малина, мать-и-мачеха, орешник, подснежник, лещина, земляника.)
         Лес бывает разный, в зависимости от того, какие деревья в нем преобладают, его называют по-разному. Есть леса хвойные, лиственные, а есть и смешанные.

Показ картин с изображением березняка, елового леса, соснового бора, дубравы.

Библиотекарь: Предлагаю вам, ребята, загадки о лесе и его обитателях:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.  (Лиственное дерево)

Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Хвойное дерево)

Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)

Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Библиотекарь: Почему говорят: лес – наше богатство? Какое значение имеет лес?
         Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому детские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение, а ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля -  от засухи. Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Требуется не менее ста лет для его роста. Поэтому, уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.
Какую посильную работу мы можем осуществить?
Дети отвечают:
-         Учиться культурно вести себя в лесу;
-          Принимать участие в сборе валежника, мусора;
-          Сажать новые деревья;
-          Собирать и сдавать макулатуру.
-          
Библиотекарь: Нам нужно стараться делать всё, чтобы как можно меньше растений и животных было записано в Красную книгу. А что это за книга и почему она называется красной?
Красная книга – это название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Её обложка красного цвета. И выбран он не случайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Стали, к примеру, большой редкостью носороги, крокодилы, тигры, леопарды… Их записали в Красную книгу и взяли под охрану. Их спасают и обязательно спасут.
У нас в стране есть Закон об охране природы и нарушать его никому не разрешается. Его должны соблюдать м взрослые и дети. Тут очень важно знать, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
-         Издали наблюдать за птичьими гнездами можно? – Да!
-         А вот трогать и даже близко подходить? – Нельзя.
-         Наблюдать за муравейником можно? – Да!
-         А разрушать его? – Нельзя.
-         Мастерить кормушки для птиц можно? – Да!
-         А делать рогатки и всякие ловушки? – Нельзя.

Библиотекарь: А что вы знаете о том, как надо вести себя в лесу?
 Дети отвечают:
-         Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
-         Не качаться на деревьях, не ломать их.
-         Не разорять гнезда и муравейники.
-         Не рвать большие букеты цветов.
-         Не разжигать костры, беречь лес от огня.
Библиотекарь: Почему мы с лесом дружим. Для чего он людям нужен?
Дети отвечают:
-         Лес – это наше богатство.
-         Лес – это зеленый наряд нашей земли.
-          Лес – это дом для зверей и птиц.
-         Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Библиотекарь: Ребята, книги, которые представлены на книжной выставке, расскажут вам о зверях и птицах, растениях, цветах и деревьях. Возьмите их в нашей библиотеке, и вы много интересного узнаете о нашем друге – лесе.








Устный журнал
«Кладезь мудрости - русская пословица»

Оформление:
1.     Макет устного журнала.
2.     Выставка книг с пословицами, о пословицах, о русском фольклоре.
3.     Плакаты с пословицами:
-         «Красна речь пословицей»
-         «Без пословицы не проживёшь»
-         «Пословица недаром молвится»
-         «Старая пословица век не сломится»
4.     Книги для учащихся:
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. -  М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
- Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы / Отв. ред. Г.И. Гусева. – М.: Дет. лит., 1988.-32 с.: ил.
- Старинные русские пословицы и поговорки /Сост. В.П. Аникин – М.: Дет. лит., 1983 – 32 с.: ил.

Библиотекарь: Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Пословица – это народная мудрость.

Страница 1. «Чтение – лучшее учение»

Дети произносят по одной пословице:
-         Книга – зеркало жизни;
-         Книга для ума, что теплый дождик для всходов;
-         Книга поможет в труде, выручит в беде;
-         Кто много читает, тот много и знает;
-         Прочёл новую книгу – встретился с другом;
-         Грамоте учиться – вперёд пригодится;
-         Кто грамоте горазд, тому не пропасть;
-         Хорошая книга – лучший друг.

Библиотекарь: Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик - о том, как успешней собрать хороший урожай; врач – о том, как помочь людям стать здоровым; учитель – о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
 Дети читают стихи о чтении, книге.

Библиотекарь: Предлагается поиграть в литературную игру «Ромашка».
(На больших разноцветных лепестках ромашки написаны названия книг, а на маленьких – их автора. Нужно правильно совместить лепестки)

Страница 2. «Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

Дети читают пословицы о труде:
Упустишь минуту – потеряешь час;
Без труда ничего не даётся;
Землю красит солнце, а человека – труд!
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
 Птица крепнет в полете, а человек – в труде.
 Библиотекарь читает стихотворение В. Брюсова «Работа»:
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Всё счастье земли – за трудом!
Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, хорошие, прочные знания. Но кроме хорошей работы, вы должны уметь и себя обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Что вы умеете и сможете сделать сами?   
Дети отвечают на поставленные им вопросы.

Предлагаю вам загадки о профессиях:

Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине,
Пусть труд его нелёгок и не прост,
Как космонавт, плывет он среди звезд.  (Водолаз)

Он спускается в забой.
Его работа под землей. (Забойщик)

Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи.
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка. (Слесарь)

Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)

Заболела эта книжка.
Изорвал её мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею. (Переплетчик)

Звучат стихотворения о труде:

«И мы трудиться будем» (В. Лифшиц)
«Незнакомые друзья» (Г. Граубин)
«Странное дело» (Р. Сеф)
Страница 3. «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»

Дети читают пословицы:
Человек без друга – что земля без воды.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друга ищи, а найдёшь – береги!
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Все вместе: Будь сам другом и тебе помогут в беде.

Исполняется или прослушиваются песни: В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» и песня О. Газманова «Друг».
Дети рассказывают о своих друзьях, подругах.

Страница 4. «Счастье не ищут, а делают»

Дети читают пословицы:
Счастье не в воздухе вьется, а трудом дается.
Счастье без ума – дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь.
У кого счастье поведется, у того и петух понесется.

Библиотекарь: «Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех». (Н. Богданов. «След человека»)

Страница 5. «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Дети читают пословицы:
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Своя земля и в горсти мила.
Жить – Родине служить.
 Звучат стихотворения о Родине, о матери, о нашем крае.


Библиотекарь: Предлагается викторина. Нужно продолжить:
Кто много читает… (тот много и знает)
Книгу читать … (как на крыльях летать)
Поздно встанешь… (мало сделаешь)
Мир освещается солнцем… (а человек знанием)
Что одному не под силу… (легко коллективу)
Не красна изба углами… (а красна пирогами)

А теперь поиграем: по двум словам нужно отгадать всю пословицу:
Коса-камень (Нашла коса на камень)
Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень (Труд человека кормит, а лень портит)

Игра «Семь и один»:   
Назвать 4 пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
- Семеро одного не ждут
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семь бед – один ответ
- Семеро с ложкой, один с сошкой.
Сценка «Кончил дело – гуляй смело».
Действующие лица:
1.     Мальчик – ученик.
2.      Солнышко.
3.      Птичка.
4.      Вишенка.
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гуляние не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка: Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гуляния не впрок. Дай прежде окончу урок.
Вишенка: Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, вишенка, нет, теперь мне гулянье не прок. Дай прежде окончу урок. Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради; подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
Все говорят хором: «Кончил дело, гуляй смело!»





Литературно-познавательный праздник
«О братьях наших меньших»

Цель: развитие интереса к чтению, привитие любви к животным, к чтению книг о животных.
Оформление: Книжная выставка «Соседи по планете»;                      
                        Атлас «Волшебный мир животных»
Библиотекарь: Братья наши меньшие…  Так мы называем животных.
-         Почему мы так их называем?
-         Кто относится к миру животных?
-         Каких животных вы знаете?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Просмотр большого атласа «Волшебный мир животных».  
                                                          
Библиотекарь: Животные, птицы, насекомые…. Они наполняют наш мир, делают его неповторимым, прекрасным. Их жизнь, повадки – восхищают нас, заставляют снова и снова видеть и удивляться красоте окружающего. Наука, изучающая животных, называется зоология, но есть ещё одна наука, которая называется экология. Эта наука изучает взаимосвязь человека с окружающей средой, в том числе и животными, нашими соседями по планете. В детской энциклопедии «Экология» представлен список животных, занесённых в Красную книгу Российской Федерации.
-         А что это за книга?
-          Почему она красного цвета?
Дети отвечают на вопросы библиотекаря.
Библиотекарь: Наш долг беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших.
-         Как вы – дети можете помочь животным, птицам и т.д.?
Обзор книг о животных.

Библиотекарь: А сейчас мы вместе почитаем книгу «Орел и кошка». В этом сборнике мы будем читать рассказы: «Воробей» И. Тургенева и «Орел и кошка» К. Ушинского.
  Коллективное чтение и обсуждение рассказов.

Библиотекарь: Предлагаю вам, дети, отгадать загадки о животном мире
-         Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
-         В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчёлы)
-         По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
-         Пятак есть, а ничего не купишь. (Поросёнок)
-         Не часы, время сказывает. (Петух)
-         Белые хоромы, красные упоры. (Гусь)
-         Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).

Библиотекарь: Ребята, животные бывают дикие и домашние.
-         Каких диких животных вы знаете?
-         Кто относится к домашним животным?
-    Какие домашние животные есть у вас дома?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Библиотекарь: Послушайте, пожалуйста, рассказы о том, как собаки помогали победить в годы Великой Отечественной войны.
Громкое чтение небольших эпизодов о собаках – верных помощников наших воинов в годы войны.
Обзор книг о домашних животных.
Библиотекарь: А сейчас мы с вами поиграем в познавательную игру. Я буду задавать вопросы и варианты ответов на них. А вы должны выбрать правильный ответ и назвать его.
-         Какое животное в сказках превращается в царевну?
(лягушка, корова, лиса)
-         О каком животном написана книга «Му-му»?
(муха, корова, собака)
-         О каком животном говорят «быстроногий»?
(кролик, олень, верблюд)
-         Какая рыба самая большая?
(синий кит, рыба-меч, китовая акула)
-         Какой породы был пёс Артемон?
(лайка, пудель, такса)

Библиотекарь:  «Подскажи словечко» - так называется природоведческая игротека о наших пернатых друзьях. (Загадки для коллективного ответа):
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля
 Узнаёте? Это… (Цапля)

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс… (Павлин)

Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей… Скворец)

Библиотекарь: Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
                Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
     На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Список используемой литературы:
1.     Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные (Сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Фирма «изд-во АСТ», 2000.
2.      Наши меньшие братья: Сборник рассказов (Сост. С.Р. Ашитков, - М.: Стройиздат, 1993.
3.      Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира. (Сост. Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1995.
4.      Дмитриев Ю.Д. Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? – Мн.. РИФ «Сказ», 1994.
5.     Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
6.     Здравствуй, солнце! Стихи и рассказы русских писателей о родной природе.  (Сост. В.А. Гакина. – М.: Дет. лит., 1990.
7.      Паустовский К.Г. Кот – ворюга: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1985.
8.     Ушинский К.Д. Слепая лошадь. _ М.: Малыш, 1989.
9.     Гарин-Михайловский Н.Г. Тема и Жучка. – М.: Дет. лит., 1986.
10.                        Чаусов В.Н. Понятливей людей: Рассказы о животных. – Владимир ООО «Гамма-Принт», 2005
11.                       Непомнящий Н.Н. Кошачье царство. – М.: «Хоббикнига», 1993.
12.                       Корабельников В.А. и др. Легенда и быль о собаках. – М.: Просвещение, 1993.
13.                        Газета «Педсовет» - 2003, № 12.
14.                        Газета «Педсовет» - 2005, № 8.
15.                        Журнал «Читаем, учимся, играем» - 2002, № 5.













                                                            





Комментариев нет:

Отправить комментарий